Нарушения мочеиспускания у женщин являются серьёзной проблемой во всём мире, значительно снижающей качество жизни. По данным различных исследований, проведённых как в европейских странах, так и в России распространённость недержания мочи составляет от 13% до 70%, причём нарастает с увеличением возраста. В среднем, каждая 4-я женщина страдает недержанием мочи. К сожалению, большинство женщин обращается за помощью к врачу достаточно поздно, когда нарушения удержания мочи достигают тяжёлой степени, качество жизни резко снижается и привычные домашние средства уже не позволяют адаптироваться в обществе. Многие и вовсе не обращаются к врачу, считая своё состояние проявлением естественного процесса старения и не обладая информацией о современных возможностях лечения недержания мочи.

Существует три основных типа недержания мочи:
— стрессовое;
— ургентное;
— смешанное.

Стрессовое недержание, или недержание при напряжении характеризуется непроизвольной потерей мочи при любой физической активности (кашле, чихании, смехе, подъёме груза, беге и т.п.)

Ургентное (императивное или неотложное) связано с возникновением внезапного безболезненного повелительного позыва, завершающегося непроизвольной потерей мочи.

Смешанное сочетает в себе признаки стрессового и ургентного недержания в различных пропорциях.

Причины недержания мочи разнообразны: генетические, врождённые аномалии костной, мышечной или соединительной ткани или анатомического строения; осложнения беременности и родов, хирургических операций; тяжёлые физические нагрузки, запоры, приводящие к повышению внутрибрюшного давления; избыточный вес; неврологические, эндокринные заболевания, возраст.

Обследование женщины страдающей недержанием мочи в большинстве случаев может быть выполнено амбулаторно и включает в себя:
— беседу с врачом(урологом);
— заполнение дневника мочеиспусканий;
— общий анализ мочи, клинический и биохимический анализ крови;
— общий осмотр, ректальное и вагинальное исследования;
— специальные тесты: кашлевой, Pad-тест, Q-tip-тест;
— ультразвуковое исследование органов таза;
— уродинамическое исследование.

Для определения типа недержания и соответствующих методов лечения обычно довольно вышеприведённых исследований, но в ряде случаев этот список может быть изменён.

В лечении стрессового недержания мочи у женщин применяются как консервативные, так и оперативные (хирургические) методики. К консервативным относятся:
— поведенческие методы или смена жизненных стереотипов — похудание, смена питьевого режима, прекращение употребления кофе и др.продуктов; обладающих мочегонным эффектом;
— тренировка мышц промежности по специальной программе, составляемой врачом;
— медикаментозное лечение почти не используется в виду ограниченного набора средств при их малой эффективности и выраженных побочных эффектах.
Следует признать, что на сегодняшний день не существует эффективного консервативного метода лечения стрессового недержания мочи.

Из хирургических методов применяются:
— введение объёмообразующих (гелей) средств в околоуретральные ткани, которое обладает значительным количеством недостатков: возникновение ургентного недержания мочи, воспалительных явлений, задержки мочи, кратковременность эффекта и возможная необходимость повторных инъекций;
— оперативное лечение: различные «подвешивающие» операции — кольпосуспензии, классический слинг и слинг петлёй свободного натяжения, установка искусственного сфинктера. Все они обладают рядом преимуществ и недостатков.

Ниже схематично изображены 2 операции, которые в последние годы стали стандартом при стрессовом и комбинированном недержании мочи у женщин во всём мире ввиду их высокой эффективности и малого количества осложнений и побочных эффектов и часто выполняются в нашей клинике. Эти операции малотравматичны, хорошо переносятся пациентками, не требуют длительной госпитализации (1-2 суток), высокоэффективны.

Операция TVT–O. На схеме стрелками показаны направления проведения игл–перфораторов при позадилонном расположении петли.

Операция TVT–O. На схеме стрелками показаны направления проведения игл–перфораторов при трансобтураторном расположении петли.

Синельников Лев Маркович